Rss Feed

Баннер к 90-летию КМР. Автор изображения В.Хорев

Баннер кинофестиваля


Библиобус

установить счетчик п…

 

Менеджмент финских библиотек

Государственная библиотечная политика Финляндии впервые обозначена в 1928 году, это год выхода первого библиотечного закона, ориентированного на публичные библиотеки. Сегодня финские публичные библиотеки работают на основании Закона о библиотеках от 1998г.

С самого начала библиотечная политика была нацелена на обеспечение свободного доступа к литературе и библиотечным услугам для повышения образовательного уровня нации и содействия личному совершенствованию. На протяжении всего периода развития библиотек цель практически не менялась. Изменялись средства ее достижения, стратегия. На первых порах это было – открытие библиотек в каждом муниципалитете, приобретение мобильных библиотек, с начала 90-х – компьютеризация. Закон 1998 года ставит перед публичными библиотеками задачу содействия развитию виртуальных услуг образовательного и культурного содержания и определяет цель библиотечного обслуживания как обеспечение равных возможностей для персонального развития граждан, поддержание интереса к культуре и литературе, непрерывное развитие знаний и гражданских навыков, интернационализация и обучение на протяжении всей жизни.

Очевидно, что в библиотечном деле Финляндии одна государственная стратегия сменяет другую по мере достижения определенных результатов, определенного уровня развития публичных библиотек. Стратегии основываются на положениях правительственных программ.

Например, в «Библиотечной политике 2001 – 2004» основной упор делался на роль библиотеки в гражданском и информационном обществе, на равное развитие традиционных и электронных информационных ресурсов и услуг. Программа развития на период 2006–2010 гг. «Библиотека как интегрированный центр услуг в городской и сельской местности» определила значимость публичных библиотек, которые предоставляют услуги, влияющие на жизнеспособность и привлекательность провинциальных районов и препятствующие маргинализации и расслоению населения.

Библиотечная стратегия 2010 г. «Политика доступа к знаниям и культуре» выдвинула на первый план роль библиотек в ликвидации цифрового и информационного неравенства. Об этом говорила Лена Алтонен, специалист Министерства образования и культуры Финляндии, во время нашего посещения Министерства. Она подчеркнула, что стратегия развития публичных библиотек до 2015 года направлена уже на обеспечение медиаграмотности населения, на развитие публичной электронной библиотеки — библиотеки должны соответствовать задачам информационного общества. Следующим стратегическим шагом будет разработка программы «Электронный контент — в публичные библиотеки», целью которой является создание национальной системы, позволяющей через публичные библиотеки обеспечить всем жителям доступ к электронным материалам (книгам, газетам, журналам). Национальная библиотечная стратегия, являющаяся частью государственной политики, отражает изменения в обществе, особенно в области информационных технологий, и продвигает общество вперед к новым знаниям и успехам.

Говоря о библиотечной стратегии Финляндии, необходимо иметь представление, как организовано библиотечное дело.

Все библиотеки Финляндии представляют собой сеть. Центральная библиотека для всех публичных библиотек - городская библиотека Хельсинки, областные библиотеки являются центральными для регионов, и в каждом муниципалитете есть центральная библиотека с филиалами. Эта иерархия ответственности каждого из субъектов закреплена в нормативных актах. Все публичные библиотеки стремятся к работе на основе единой методики каталогизации и обслуживания пользователей.

В качестве примера можно привести регион с центром в г.Тампере. В 2012 году библиотеки этого региона объединились в сеть на основе Договора, выработали Стратегию сотрудничества, ежегодно составляют Программу действий. Библиотеки объединяются на основе добровольности, за координационные мероприятия центральной библиотеке идет оплата от муниципалитетов. Причем работа в сотрудничестве настолько плодотворна, что к данной сети публичных библиотек начали примыкать библиотеки школ, музеев, других организаций. Сотрудничество позволяет решить актуальные для региона проблемы: расширение спектра библиотечных услуг, организация дистанционного обслуживания, единые цены платных услуг, единая система каталогизации и т. д. Объединение библиотек также положительно влияет и на рост профессионализма сотрудников.

Такое взаимодействие необходимо еще и потому, что в финских библиотеках нет методических служб. Для выработки каких-либо решений устраиваются «Дни развития», в которых принимают участие все сотрудники. Так весь коллектив вовлекается в управление библиотекой, с одной стороны, а управленческие решения лежат на прочном базисе практического опыта, с другой стороны.

Один из самых существенных элементов управления в библиотечном деле – это государственное финансирование библиотек наряду с муниципальным, например. Государство предоставляет Гранты библиотекам на реализацию проектов, направленных на улучшение деятельности: в первую очередь – на строительство библиотек, приобретение библиомобилей, развитие on-lain услуг, сетевых программ взаимодействия. Государственные субсидии выдаются муниципалитетам на покрытие расходов по библиотечному обслуживанию. А также работает государственная Программа поддержки комплектования публичных библиотек.

Участие государства в финансировании библиотек уравнивает их между собой, с одной стороны, с другой — способствует повышению уровня благосостояния населения. Например, библиотека в Контула недавно получила 100 тыс. евро дополнительно к ее бюджету на приобретение литературы и оборудования, т. к. она обслуживает население с низким уровнем дохода (здесь проживают 30% мигрантов).

И, наконец, государство осуществляет контроль за качеством библиотечных услуг, оценку библиотечной деятельности на всех уровнях – это также закреплено законом. В 2011 г. вышел документ «Рекомендации качества для публичных библиотек», который используется каждой библиотекой и контролируется вышестоящей над библиотекой организацией.

Что сегодня происходит в финских публичных библиотеках, мы смогли увидеть во время профессионального тура. В каждой библиотеке, которую мы посетили, руководители говорили о том, что за последние два-три года произошли изменения в направлениях деятельности, стали применяться новые маркетинговые решения. Мы увидели финскую библиотечную стратегию как бы изнутри.

Главным показателем эффективности деятельности финских библиотек является посещаемость. Задача библиотеки — увеличивать посещаемость как индикатор востребованности библиотечных услуг.

Последние статистические данные показывают, что количество виртуальных посещений превышает количество физических. Если людям удобнее пользоваться библиотечными услугами виртуально, то библиотека должна стремиться помочь им в этом. Практически каждая библиотека: а) проводит обучающие курсы по пользованию компьютером; б) предлагает on-line сервис и общается с пользователем в сети. По пункту «б»: пользователь имеет возможность оставить рецензию на прочитанную книгу, сделать какое-то заявление, предоставить материалы – это все в открытом доступе (после просмотра модератором, разумеется, но оперативно); возможна живая дискуссия с каким-то количеством пользователей и т.д.

В Финляндии существует сеть PIKI net Library, в которую помимо города Тампере входят еще 26 городов. Это интернет-библиотека, в которой кроме электронного каталога и полнотекстовых изданий есть игры, прослушивание сказок, интерактивное общение, бланки расписания уроков и даже бумажные куклы.

Следующими направлениями по привлечению пользователей в библиотеку нового поколения финны считают создание цифровой библиотеки и медиапросвещение. По обоим направлениям уже ведется работа, но, в то время как оцифровка книг является налаженной системой, вопросы обучения медиаграмотности еще обсуждаются в содружестве со школой.

Надо сказать, что и для увеличения реальной посещаемости библиотек финские специалисты прилагают немало усилий, выдумки, используют неожиданные на первый взгляд решения.

Все знают, насколько хорошо оснащены финские библиотеки книгами и оборудованием. Иначе говоря, гражданин в библиотеке может получить все то же, что и в магазине, только бесплатно, это достаточно сильный аргумент в пользу посещаемости библиотек. В библиотеки приобретаются 3D принтеры, планшеты, музыкальные инструменты, открываются студии звукозаписи, мастерские по ремонту компьютеров и т. д. Последнее веяние — приобретение швейных машинок. Финские библиотечные специалисты говорят: важно, чтобы каждый человек знал, что, придя в библиотеку, он получит помощь. Кроме того, людей влечет в библиотеку присутствие там других людей (это фраза одного из финских специалистов).

В центре Хельсинки находятся две уникальные библиотеки. Это «Библиотека 10» и «Место встречи». Изменяются потребности пользователей — изменяются и библиотеки! В «Библиотеке 10» на свой библиотечный абонемент берут издания только 25% пользователей. Остальные посетители (их около 2 тысяч в день) пользуются электронными базами, интернетом, отдыхают, оцифровывают домашние архивы, занимаются музыкальным и прочим творчеством, проводят различные встречи и мероприятия (80% всех мероприятий библиотеки проводятся не персоналом) и т. д.

Перед открытием «Места встречи» жителей опросили о том, какие услуги они хотели бы иметь в центре города. В результате получилась библиотека без книг. «Место встречи» - это филиал городской библиотеки г.Хельсинки, пользователям оформляется читательский билет, но в ней нет ни единой книги. Организаторы создали эту библиотеку как экспериментальную, с финансированием только на два года, чтобы быстрее можно было оценить результаты. Услуги здесь следующие: прокат ноутбуков, видеокамер, оцифровка, компьютерный доктор, мастерские (швейные машины, фотопечать на футболках, ремонт мелкой бытовой техники и т. п.), а также предоставление места для мини-офиса, зала-трансформера и т. д. Посещаемость этого центра также очень высокая, услуги дешевые - оплачиваются пользователем по себестоимости.

Есть в Финляндии и библиотека без библиотекаря — в Хямеенлинна, филиал библиотеки Юкола. Читательский билет пользователя — это ключ, открывающий ее двери в любое время суток. Пользователь самостоятельно пользуется нужными ему библиотечными услугами и ресурсами. В финских библиотеках повсеместно предлагается самообслуживание пользователей — это экономически очень выгодно.

Так же как и у нас, в финских библиотеках проблема с посещаемостью подростков. «Нет, не работаем с подростками и молодежью, хотя и пытались, — очень трудная категория», - отвечали во многих библиотеках на наши вопросы. Но в одной библиотеке мы увидели красивое решение этой проблемы. Под одной крышей с библиотекой находится подростковый клуб, их разделяет только дверь. Оборудованием, дисками, журналами подростки могут пользоваться даже когда библиотека закрыта. Посещаемость клуба хорошая, одновременно подростки посещают и библиотеку, библиотека распространяет свое влияние на них.

Библиотеки должны находиться там, где находятся люди, пользователи. Для этого в Финляндии реализуются как грандиозные планы по строительству новых библиотек, так и принимаются функциональные решения. В начале 2013 года из Национальной библиотеки переместили русскоязычные фонды в библиотеку Эспоо, в район, где преимущественно проживают русские. И поскольку русские считаются не очень активными читателями, библиотеке Эспоо поручили проводить мероприятия по привлечению их к пользованию библиотекой.

Все больше в финских библиотеках проводится массовых мероприятий. Их число по сравнению с пятилетней давностью возросло в десятки раз. В библиотеках уже есть не только уголки для чтения сказок или обсуждения книг, но и целые площади для проведения мероприятий, в одних случаях стационарные, в других — трансформеры. И только одно остается неизменным в политике массовых мероприятий — если мероприятие проводит библиотека, то оно обязательно просветительское, связанное с книгой.

Один из главных ресурсов в менеджменте — кадры. Хочется рассказать о новой политике библиотек по отношению к сотрудникам. Как констатируют финские библиотекари, наступило время профессионалов IT, психологов, специалистов культпросвет работы и т.д. В библиотеку требуются работники преимущественно по возрасту молодые и мужчины по половому признаку. Работник библиотеки не должен сидеть за кафедрой, он должен быть рядом с посетителями (если необходимо, проходить с ними по всей библиотеке), должен быть видимым, но не доминировать (поэтому, наверное, у них униформа — жилеты — темного цвета). А в библиотеке Эспоо настолько сильно учитываются интересы пользователей, что практически вся территория библиотеки отдана им — сотрудники отдела обслуживания не имеют своих постоянных рабочих мест, своих рабочих компьютеров. Где свободен стол с компьютером — там и сядут работать; завтра — за другим столом. Рабочие собрания проводятся прямо на сцене или еще где-либо, в окружении читателей.

И наконец, об оценке качества собственной работы. Это немаловажно — проанализировать ситуацию для перспективного планирования. Согласно библиотечному законодательству, муниципалитеты обязаны производить оценку организованных ими информационно-библиотечных услуг. Библиотеки округа Хямеенлинна выступили с инициативой разработки конкретных методов оценки качества, считая, что это поможет упорядочить работу, ярче показать ее значимость (при сокращающемся в современных экономических условиях финансировании), сделать библиотечные услуги более наглядными для муниципалитета и для пользователей. Результатом этого проекта должна стать некая матрица оценки качества, которую смогут применить к оценке библиотек любые муниципалитеты.

Думая над оценкой качества работы библиотеки, участники проекта обратились не к читателям, а к не-читателям. Почему они не пользуются библиотекой ? — и такой подход дал больше посылов для работы над качеством. Кстати, это анкетирование библиотекари опубликовали под названием «Там, наверное, можно делать и многое другое, только не знаю, что» - название, которое так и манит заглянуть под обложку.

Н.Малышева, зам. директора МБУ «Кондопожская центральная районная библиотека» им. Б.Е.Кравченко

Координаты

Наш адрес: 186225, г.Кондопога, ул.Советов,19.
Тел.: 89643178391
e-mail:
kond@foliant.ru
libkond@gmail.com

Библиотека на карте

 

Режим работы:

Пон-чт: с 12 до 19ч.
Пт: выходной день
Сб,вс : с 11 до 18ч.
Последний вторник месяца - санитарный день

Тема

Видеособытия